10-03-2011 |
Появление экскаватора было вызвано мощным прорывом в строительной отрасли в 30-х годах 19 века в США. Когда для прокладки железнодорожных путей стало критически не хватать рабочих рук, американец Отис изобретает первый экскаватор одноковшового типа. Его разработка заложила начало появлению огромного ряда спецтехники, в том числе абзетцеров и многокошовых экскаваторов, а разработки в этой области не прекращаются и по сей день. Огромные абзетцеры могли передвигаться по рельсам и использовались для выкапывания желобов породы. При содействии немецких производителей в Советском Союзе появились 3 абзетцера, которые с успехом использовались с 60-х гг. вплоть до распада СССР. Техника работала на Лопатинском руднике и применялась для добычи фосфоритов.
Со времени Отиса аналога экскаватору не нашлось, и сегодня это самый популярный тип землеройных машин, используемых для работы с грунтом. Традиционным рабочим органом экскаватора является ковш, который монтируется на рукояти, стреле или канатах.
Экскаваторы могут классифицироваться в зависимости от типа привода, шасси рабочего оборудования и др.
По возможности поворота относительно опорной поверхности экскаваторы классифицируются на:
-
Полноповоротные. Поворот обеспечивается за счет установки приводов, оборудования, кабины и двигателя на поворотной платформе. В свою очередь с помощью опорно-поворотного устройства платформа поворачивается под любым углом и в любую сторону. Части поворотной платформы и гидросистемы шасси взаимодействуют посредством коллектора, что дает возможность делать любое количество поворотов беспрерывно в одну и ту же сторону.
-
Неполноповоротные. Для закрепления шасси на рабочем оборудовании используется поворотная колонка. Во многих моделях поворотная колонка устанавливается на поперечных направляющих. При этом механизмы, двигатель, кабина машиниста закреплены на неповоротном шасси.
По типу шасси:
-
Навешиваемые на тракторы. Роль базового шасси выполняет трактор. Обычно используется колесная модель трактора. Экскаваторное оборудование монтируется посредством специальной рамы. Чаще всего для этих целей используются тракторы 1,4 класса с объемом ковша 0,2 — 0,5 куб.м. Навешиваемые на тракторы экскаваторы прекрасно справляются с небольшими строительными задачами. Помимо ковша в качестве навесного оборудования могут использоваться грузовые вилы, грейфер или крюк. Привод обеспечивается за счет двигателя базового трактора. Обладают достаточно высокой скоростью, чтобы в короткий срок прибывать к стройплощадке, расположенной за 20-30 км. от парка спецтехники. Кроме того, модель может выполнять бульдозерные и транспортные работы.
-
На автомобильном шасси. Роль базового шасси выполняет грузовой автомобиль. Чаще всего для этого используются автомобили повышенной проходимости. Главное преимущество — высокая скорость передвижения, поэтому незаменимы в сферах, где требуется оперативность и быстрота выполнения работ: в спасательных операциях, военном деле(дорожные войска, инженерные войска), очистка каналов, строительство дорог. В качестве рабочего оборудования обычно используется обратная лопата.
-
Пневмоколесные. Такие модели оснащаются собственным шасси, которое опирается на колеса с пневматическими шинами, и таким образом осуществляется перевозка экскаваторов. Предотвращение сползания и устойчивость модели обеспечивается за счет специальных выносных пор. Скорость хода у пневомколесныех экскаваторов — 30 км./ч.
-
Гусеничные. Экскаваторы оснащаются собственным шасси с гусеничным движителем. Данные модели экскаваторов отличаются незначительным удельным весом и отличной проходимостью. Пригодны к работе на переувлажненных и слабых грунтах. Транспортируются с помощью специальных тралов, монтированных на тягач. В качестве рабочего оборудования на гусеничных экскаваторах используются обратная лопата, прямая лопата и драглайн.
-
Шагающие. Поворотная платформа для шагающих моделей экскаваторов монтируется на опорной плите. Лапы, используемые для передвижения экскаватора, при его работе находятся в поднятом положении. Подобная конструкция характерна для габаритных карьерных экскаваторов, обладающих объемом ковша от 15 до 40 куб.м. Сфера деятельности шагающих экскаваторов: вскрышные работы, работа по добыче полезных ископаемых.
-
Железнодорожные. Для шасси в железнодорожных экскаваторах применяется железнодорожная платформа. Эффективно справляются с широким спектром железнодорожных работ. Объем ковша равен 4 куб.м.
-
Плавучие. Грейферное оборудование или драглайн в этом случае монтируется на понтон. Находят применение для добычи песка, погрузочно-разгрузочных и дноочистительных работ.
Смотри также: автокран 8 тонн.