17-03-2011 |
В древности человек заменял кран более простыми грузоподъемными устройствами: журавлями, воротами и др. Однако первые модели поворотных кранов на катках появились достаточно рано — около 1 в. до н.э. При этом они обладали достаточно сложной конструкцией. С их помощью можно было не только поднимать грузы, но и передвигаться по горизонтали.
В течение долгого времени грузоподъемным устройствам отводилась второстепенная роль. Однако с совершенствованием конструкции, потребность в них возрастала. С течением времени появились передвижные краны, оснащенные изменяемым вылетом.
Промышленный подъем 19 века шел параллельно с развитием конструкции подъемных устройств. Переход к машинному труду во многом был вызван отказом от ручного труда, и новые краны отвечали именно этим потребностям. Это были краны-укосины, которые первоначально выполнялись стационарными. Однако материал непосредственно к крану по-прежнему приходилось доставлять вручную. С 19 века для производства наиболее изнашиваемых деталей башенных кранов стали использовать металл. В 20-е годы 20 века стали появляться краны полностью выполненные из металла. Первые из них были выполнены с ручным приводом, а 30-е годы появились модели с механическим.
Впрочем до тех пор человечество успело оценить все преимущества и недостатки паровых кранов, первый из которых был изготовлен в Великобритании в 1830 г.. Пройдет еще 17 лет, и появится гидравлическая модель крана. В 1895 года в конструкции подъемного крана стал применяться двигатель внутреннего сгорания.
Рождение современного типа крана произошло в конце 19 века. В числе первых производителей были Брянский, Путиловский, Николаевский и Краматорский заводы. С 1917 года краностроение приобрело значительные масштабы, к этому времени стали в большом количестве возникать специализированные заводы.
Качественному скачку в производстве башенных кранов долгое время препятствовала их чрезмерная разнотипность. К примеру, в 1960 г. российскими предприятиями производились до 30 моделей кранов, а эксплуатировалось и того больше. Каждый отдельный тип требовал комплектации определенными лебедками (стреловой и грузовой), механизмом передвижения и механизмом поворота.
Чтобы хотя бы немного упорядочить производство, необходимо было разработать единый ряд башенных кранов серии КБ. Все имеющиеся модели башенных кранов соотносились с 8 категориями моделей серии КБ. Параллельно шла унификация главных узлов кранов, благодаря чему удалось повысить надежность работы техники и снизить ее себестоимость за счет крупносерийного производства узлов. Весь модельный ряд лебедок комплектовался ограниченным количеством механизмов поворота, лебедок и ходовых устройств.
В последствии также было освоено производство самоподъемых и приставных кранов. Эти модели кранов использовались при возведении высотных зданий.
Однако высокий темп работы и надежность крана определяется не только его конструкцией. Во многом эти показатели обуславливаются качеством организации труда машиниста и уровнем его квалификации, поэтому постепенно стали появляться учебные учреждения, выпускающие грамотных специалистов.
Смотри также: автокраны 50 тонн.