10 важнейших советов по обеспечению безопасности на строительных работах

18-10-2011

Каждый год тысячи людей по всему миру получают травмы и увечья при работе со спецтехникой и строительным оборудованием. Происходят сотни несчастных случаев с летальным исходом. Во многих случаях жертвой становится сам оператор, однако более чем в половине случаев страдают окружающие - наблюдатели, сослуживцы, уборщики и обслуживающих персонал, а также обычные прохожие и зеваки, находящиеся слишком близко к месту проведения работ. В такой ситуации в дело вступают законы физики и силы природы, поэтому обычно такие несчастные случаи не расцениваются как требующие неотложной помощи, так что часто на месте инцидента приходится дожидаться приезда скорой помощи, а в некоторых случаях, и патологоанатома.

Безопасность на стройке

Расследование, проведенное Министерством профессиональной безопасности и охраны труда США, выявило, что практически 100% этих случаев относятся к категории предотвратимых. Осведомленность о технике безопасности и осторожность при выполнении даже самых привычных задач - вот характерные черты хорошего оператора. И даже несмотря на это, если Вы просмотрите несколько десятков сообщений о несчастных случаях с летальным исходом, произошедших на строительных работах, Вы обнаружите в списке жертв операторов с опытом работы в несколько десятилетий.

Прежде чем мы приступим к изучению списка 10 главных причин несчастных случаев, происходящих на стройплощадке, и способов их предотвращения, хотелось бы напомнить читателю о несомненной важности обучения и стажировки оператора при работе со сложным оборудованием. Обычно владельцы строительных предприятий на этом месте говорят: "Знаете, этот парень проработал на этой машине столько-то лет. Он знает все, что нужно знать". И это в какой-то степени верно. Однако это противоречит законам и нормативам безопасности работы на предприятии.

Все операторы должны обладать надлежащей и документально заверенной квалификацией, чтобы получить возможность работать с тем или иным видом техники. Большинство поставщиков оборудования даже предоставляют такое обучение в рамках своих программ по работе с покупателями, и такой возможностью можно и нужно пользоваться. Конечно, мы не говорим о семестровом курсе с зачетом - обычно обучение включает в себя видеокурс, рабочую тетрадь и финальное тестирование. Также, как правило, такое обучение включает в себя практические занятия, на которых оператор учится управлять машиной, запоминает ее основные кнопки и функции. По окончании курса обучения обязательно должно выдаваться некое квалификационное свидетельство.

Чем больше и чем сложнее машина, тем более глубоким должно быть обучение. Лучше вспомните, во сколько Вам обошелся Ваш парк техники. Не кажется ли Вам, что при капиталовложениях такого уровня пытаться сэкономить на обучении операторов - просто смешно? А вот теперь перейдем к советам.

1. Соблюдайте внимательность при посадке и высадке

Увечья и травмы, получаемые операторами спецтехники при посадке и высадке, являются самым распространенным несчастным случаем. Особенно часто страдают операторы машинной техники, такой как вилочные погрузчики и грузовые автомобили, любой из которых охотно поделиться извлеченным из этого уроком.

Сначала необходимо проверить спецодежду, а именно - перчатки и ботинки. Прежде, чем взбираться на машину, с подошв необходимо счистить налипшую грязь. Всегда надевайте специальные нескользящие перчатки, которые помогут Вам избежать непредвиденного падения. Далее, при посадке и высадке всегда принимайте такое положение, в котором у Вас будет три точки опоры. Пользуйтесь поручнями и опорами для ног. Обхватывайте поручень всеми пятью пальцами, ступню устойчиво фиксируйте на опоре. Избегайте машины, оснащенные опорами для пальцев ног и рук - они крайне ненадежны и часто являются причиной травм. Если никаких опор на технике не предусмотрено, пользуйтесь стремянкой. Старайтесь избежать таких ситуаций, когда Вам пришлось бы забираться на машину, держа при этом в руках какие-либо объекты.

Если на машину можно установить дополнительные поручни или ступеньки, сделайте это. Операторы бывают разные по комплекции. Обеспечьте условия для настолько простой и безопасной посадки-высадки, насколько это вообще возможно. Старайтесь расположить поручни на такой высоте, чтобы оператору любого роста не пришлось бы до них тянуться.

При высадке одним из главных правил является плавный и постепенный спуск - никогда не спрыгивайте с машины!

safety

2. Работа с погрузочно-разгрузочным оборудованием

При работе даже на ровной поверхности всегда есть риск того, что машина, выполняющая погрузочно-разгрузочные работы, может перевернуться. При выполнении таких работ оператор должен стоять точно по центру рабочей платформы в прямом положении. Места для маневрирования прицепа и машины-тягача также должно быть достаточно, чего иногда бывает сложно добиться в силу ограниченного пространства.

При погрузке/разгрузке обязательно должен присутствовать рабочий-регулировщик. Если машине необходимо развернуться, необходимо, чтобы ее рабочая платформа была пуста. Следите, чтобы другие рабочие не находились рядом с бортами машины при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Проверяйте платформу прицепа, его клиренс и устойчивость. По завершении погрузки проверьте, что машина находится в состоянии, соответствующем нулевой энергии.

Всегда проверяйте систему фиксации груза. Если Вы пользуетесь цепными стяжками, будьте особенно аккуратны при их снятии. Груз может всего лишь немного сдвинуться, но этого будет достаточно для того, чтобы давление, оказываемое на цепь, заставило фиксатор открыться. Поэтому лучше всего для крепления груза пользоваться безопасной перевязочной проволоки или переходите на трещоточные защелки.

3. Слишком много людей в рабочей зоне

Спросите любого оператора экскаватора с обратной лопатой, что причиняет ему наибольшее беспокойство, и он без колебаний ответит - "люди, толпящиеся вокруг машины". Видимо, такова человеческая природа: почему-то все любят стоять на краю большой ямы и смотреть, как из нее вытаскивают грязь. Обычно нет никакой существенной причины, которая заставляла бы всех этих людей там находиться, - просто сила привычки. Однако зачем создавать лишние никому не нужные риски?

Люди должны находиться на достаточно безопасном расстоянии от зоны работы машины. Поднимайте этот вопрос на совещаниях по вопросам техники безопасности. Следить за этим должен рабочий-регулировщик, но никак не оператор.

При готовности к началу работы подавайте звуковой сигнал, чтобы люди покинули зону работы машины; прекратите работу машины, если это потребуется; а также всегда проверяйте, нет ли сзади людей, прежде чем дать задний ход.

4. Учитывайте радиус поворота машины

Несчастные случаи, когда оператор или другой рабочий не учел радиуса поворота машины, - обычное дело. Откуда, по-Вашему, появляются все эти царапины и вмятины на противовесе? К несчастью, для пострадавшего все может закончиться крайне печально: нередки случаи с летальным исходом.

Таким образом, важно огораживать канатом зону радиуса поворота машины, чтобы предупредить такие проблемы. Присутствие посторонних наблюдателей недопустимо; рабочий-регулировщик должен постоянно за этим следить.

5. Работа на уклонах и откосах

При выполнении работ на уклонах всегда необходимо соблюдать предельную осторожность. Вы можете успешно преодолеть крутой склон на нагруженной машине, но помните, что спуск - это совсем другая история! Всегда помните о пределах возможностей Вашей машины, учитывайте состояние поверхности и никогда не включайте высокие скорости.

6. Препятствия сверху и скрытые препятствия

Всегда будьте внимательны при появлении препятствий сверху или обнаружении скрытых подземных помех: линий электропередачи, канализационного трубопровода, газо-/водопровода, телекоммуникаций и т.д.

Однозначно следует обращать внимание и на воздушные линии и малый дорожный просвет. При выполнении земляных работ следует поставить в известность организации, обладающие соответствующей юрисдикцией (от которых Вы сможете получить также планы расположения трубопроводов и линий в месте проведения работ). Внимательным следует быть даже если Вы знаете расположение подземных линий, так как нередко в планах бывают ошибки. Будьте готовы к тому, что в непосредственной близости от линий придется копать вручную.

Пользуйтесь заградительными барьерами, знаками, оградительными лентами и т.д., чтобы обозначить выявленные препятствия. Не полагайтесь на "авось".

7. Задний ход

Обратное движение любой единицы спецтехники представляет собой потенциальную опасность. Предупредительные сигналы заднего хода на строительной технике, по сути, бесполезны с точки зрения безопасности. По существу, оператор вынужден самостоятельно удостовериться в том, что никто/ничто не препятствует заднему ходу машины. Единственный способ проверить это наверняка: выйти из кабины и посмотреть.

Перед началом движения всегда следует проверять весь периметр машины. Если обзорность нарушена, воспользуйтесь помощью регулировщика (он должен быть одет в спецформу яркого цвета, хорошо различимую в любых условиях освещения).

Используйте широкоугольные зеркала. Спецтехника нового поколения оснащается отличными сплошными зеркалами с самым большим углом обзора. Не забывайте о регулярной чистке зеркал и регулировке их положения.

Пользуйтесь камерами заднего вида и/или специальными датчиками присутствия, установленными в задней части машины. Датчики присутствия становятся все более и более точными и надежными по мере технологического прогресса. Индустрия спецтехники признает значимость этого вопроса и занимается поиском идеальных технических решений по устранению проблем, связанным с человеческим фактором.

8. Опрокидывание машины

Камаз упал

Если машина начинает опрокидываться, то ремень безопасности может спасти оператору жизнь. Хотя многие операторы могут бесконечно придумывать все новые и новые отговорки, чтобы не пристегиваться. Некоторые выдают настолько изощренные оправдания, что из них могли бы выйти отличные писатели-фантасты. Можно было бы даже добавлять отговорки операторов в газетные некрологи, если бы ситуация не была столь печальна...

Так что пользуйтесь ремнем безопасности! Если Вы имеете дело с оператором-профессионалом, Вам не нужно будет постоянно напоминать ему об этом главнейшем правиле. Ремень необходимо пристегивать даже если двери кабины закрыты. Это снижает толчки и тряску при работе в нормальных условиях, а если ситуация перейдет в разряд ЧП, это поможет Вам сохранить управление машиной.

Дополнительно хочется сказать, что оператор должен знать поведение и степень устойчивости машины в различных рабочих условиях и на различных поверхностях. Постарайтесь найти обучающее видео от производителя или поставщика техники, в котором рассказывается о действиях оператора в экстремальных ситуациях.

9. Неустойчивость или потеря груза

Перегрузка грунта или сыпучих материалов достаточно проста в выполнении. Однако все заметно усложняется, если Вы решите использовать экскаватор вместо крана или как-либо по-другому попытаетесь проявить творческий подход к выполнению задачи. Любое оборудование, предназначенное для подъема груза, должно быть установлено и настроено в соответствии с техникой безопасности, и особенно это относится к работе на трубоукладчике. При этом необходимо пользоваться:

  • крупногабаритными крепежными деталями;

  • системами принудительной блокировки;

  • предохранительными защелками на крюках;

  • цепями и тросами с корректным углом подъема;

  • тщательно проверенными полиамидными тросами;

  • защитой от истирания креплений;

  • распределительными балками для обеспечения корректной геометрии подъема;

Все Ваши сотрудники должны быть хорошо осведомлены о том, что производится перегрузка ил подъем груза. При выполнении укладки трубы Ваши работники должны отойти на безопасное расстояние либо вообще покинуть траншею.

Множество серьезных происшествий случается также, когда владелец или оператор пытается заставить одну машину выполнять множество различных задач. Вездеходные вильчатые погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом и подобные многоцелевые машины, конечно же, подходят под выполнение различных задач, однако их часто заставляют работать за пределами возможностей. Операторам нужно понимать, что существуют ограничения, которые необходимо соблюдать, в первую очередь, из соображений безопасности.

10. Блокировка и опломбирование

Большинство механиков могут поделиться ужасающими историями, которые могут послужить хорошим примером того, почему необходимо соблюдать правила блокировки и опломбирования.

Все опасные точки на машине должны быть выявлены и заблокированы, где это возможно. Минимальный вариант предупредительного знака - наклейка со знаком опасности на соответствующей детали либо узле. Если кузов самосвала оснащен предохранительным упором, этим приспособлением нужно не забывать пользоваться.

Заправщики, обслуживающий персонал и механики должны пользоваться устройствами блокировки и опломбирования (стандарта Lockout/Tagout), такими как противооткатные башмаки, замки и фиксаторы, для обеспечения собственной безопасности при выполнении обслуживания машины и работы на ней.

Не забывайте просматривать указания производителя машины по безопасности каждый раз, даже если вы уже в пятый раз закупаете технику от одного и того же производителя (техника безопасности может различаться в зависимости от модификации). Во всех инструкциях по любой спецтехнике содержится специальный раздел, в котором рассказывается обо всех аспектах безопасной работы, ограничениях, правильных и неправильных действиях оператора и т.д.

Расскажите своим сотрудникам о важности соблюдения техники безопасности!

Техника и оборудование, производимое сегодня, является наиболее безопасным и надежным, чем когда-либо прежде. Чтобы получить максимальную пользу от этих инструментов и обеспечить безопасность своих работников, владелец любой компании должен проводить комплексную программу по продвижению безопасности среди всех сотрудников, которую должно поддерживать высшее руководство фирмы. Все Ваши операторы техники и команды обслуживания должны быть хорошо осведомлены о возможных опасностях и риска, с которыми они могут столкнуться, а Вы должны обеспечить их мотивацию к соблюдению техники безопасности, а также справедливо оценивать и награждать своих сотрудников за безаварийную работу.


Смотри также:   автокран 10 т.


Возврат к списку статей

Новости
20.04.2021 Выставка “СтройДорЭкспо-2021” впервые пройдет в Челябинске

Дата проведения: 8-10 сентября 2021 г. 

Организатор “СтройДорЭкспо”: Министерство промышленности и торговли РФ при поддержке Ассоциации “Росспецмаш”. 




09.04.2021 Новые модели российских грузовиков, которые появятся в 2021 году

В сфере грузового коммерческого транспорта новинки появляются достаточно редко, но этот год обещает быть щедрым на свежие модели. Российские производители планируют выпустить сразу несколько интересных моделей.

20.03.2021 Автокран от МАЗ: новинка грузовой техники

Компания продемонстрировала новый автомобильный кран на Международной специализированной строительной выставке BudExpo-2021. Её проводят в Минске  17-20.03.2021 г.


Все новости
Обзоры
29.03.2021 Обзор на одноковшовый погрузчик LG953 от компании SDLG

На российский рынок вышла новинка от компании SDLG - фронтальный погрузчик LG953. Компания Volvo владеет 70% акций компании SDLG с 2006 года. SDLG является дочерней корпорации Volvo Construction Equipment. Это позволяет приобрести погрузчик, выполненный на основе европейских технологий по цене китайского погрузчика.

29.01.2021 Обзор новинок дорожно-строительной техники от Китайского производителя SDLG

На выставке bauma China 2020 в Шанхае компания провела презентацию новинок - электрического гибридного экскаватора E6500FHB и фронтального погрузчика. Делимся характеристиками и особенностями новой спецтехники. 

11.01.2021 Обзор на погрузчики Mecalac серии AS

Погрузчики серии AS с поворотной стрелой позволяют выполнить поворот на 180 градусов без потери устойчивости после блокировки заднего моста вне зависимости от того, что поднимается передним ковшом.

Все обзоры
Подписка на рассылку
Подпишитесь на рассылку, чтобы оставаться в курсе последних объявлений